Про басистов.
Недавний отпуск и поездка к родителям вызвала приступ ностальгии и я полез рыться по полкам. В итоге попалась книжка с табами металлики и прочих AC/ DC. Сразу вспомнилась первая «группа» состоявшая из дворовых корешей. Я как самый крутой на раёне был само собой СОЛО ГИТАРИСТОМ, второй гитарист играл КВИНТАМИ и дембельскими переборами, что не оставляло ему шансов. Барабанщиком был чувак, которому денег хватало только на палочки. Ну и конечно он – БАС ГИТАРИСТ. Наша сегодняшняя жертва, так сказать. Бас гитариста назначили легко и непринужденно – выбрали просто самого тупого и не умеющего играть. Я уже тогда начал подозревать что не всё так просто с этим инструментом и первые же репетиции показали кучу нюансов, заблуждений. Более того эти же нюансы всплывают в исполнении людей с вроде бы большим опытом, что наводит о мысли об их профпригодности. Итак по порядку.
- На басу играть проще, так как мало струн. Безусловно если играешь школьный хэви метал то да – играешь себе 7 777 777 555 555 333 333 под вокалиста поющего тенором про героя с мечом и вроде норм. Но во первых никто теорию музыки не отменял и бас даёт массу вариантов обыгрывания гармонии как ритмически так и мелодически, а во вторых толщина струн существенно усложняет игру. Очень неприятное ощущение я вам скажу, когда от напряга сводит левую руку посреди песни на огромном фестивале. Заволновался, передавил струны и вот результат.
- «Меня не слышно, давайте погромче бас сделаем (на репетиции, в миксе)». Это тоже довольно распространенная болезнь, этакий синдром соло гитариста. Особенно характерно для людей раньше игравших на гитаре. Наиболее распространено в тяжелых стилях из за специфики звука. Так как если сделать бас читаемым (вытащить середину в районе 700-800 гц), то микс сразу потеряет плотность и будет звучать как привет из 70-х годов. Переубедить таких людей крайне сложно, по моему проще нового найти. Вообще жутко бесит эгоцентризм музыкантов по отношению к своему инструменту, разве что кроме вокала – он по умолчанию в центре внимания.
Чтобы солировать – играйте фанк, джаз.
-И третье, но самое главное – басисты играющие криво. Опять же в силу специфики звука, порой не слышно чего он там бубнит. Нужно почаще заставлять басистов играть вдвоем с барабанщиком- всё сразу ставить ясно, а на прослушивании заставить похлопать под метроном в ладошки. Порой такие уникумы попадаются, что даже не веришь, что это серьезно человек так играет.
Уверяю что 95% людей включая самих музыкантов не заметят если басист ошибется ладом и сыграет ниже или выше на полтона, но вот если он играет мимо метра куда захочет, то будет каша, пионерия и полный тлен.
Ну и напоследок чтоб оценить роль баса нужно просто заставить его помолчать пару тактов.